След овцебыка в истории о Золотом Руне


золотое руно

В этой статье мы сделаем попытку обнаружить след овцебыка в одной очень старой и очень известной истории о Золотом Руне с помощью научных фактов, а там, где таковых будет недостаточно – с помощью безграничных возможностей разума

Начнем с канонической версии – итак, в Древней Греции, жил царь Афамант у которого была жена и двое детей от первого брака – сын Фрикс и девочка Гелла . Дети к сожалению, не ладили с мачехой и решились на отчаянный шаг – побег из родного дома. В этом отчаянном деле им помогли представители Олимпа – то ли богиня Нефела, то ли бог Гермес – предоставив им необыкновенное транспортное средство – барана с золотой шкурой. С помощью этого невиданного зверя, дети сбежали из родного дома и на большой скорости помчались на северо-восток. К сожалению, седла или аналогичного устройства барану не полагалось, всадникам приходилось держаться прямо за шкуру, что очень неудобно (по современным подсчетам золоторунный баран двигался со скоростью около 200 км в час) и опасно. Поэтому не удивительно, но слабые руки Геллы разжались, она упала в море и утонула. Ее брат Фрикс, однако, благополучно добрался до цели побега – древней страны Колхиды, располагавшейся на территории современной Грузии. Фриксу Колхида очень понравилось, и он решил остаться здесь жить. Поэтому, Фрикс недолго думая, заколол своего знаменитого барана и преподнес его шкуру местному царю. Больше мы о нем никто ничего не слышал, чего нельзя сказать о шкуре золоторунного барана, которая под названием «Золотое Руно», стало предметом поклонения жителей Колхиды, а также зависти иностранцев. Говорили также, что Золотое Руно является источником благополучия всей страны и богатства правящей династии. Слава Руна была столь велика, что находились многие желающие «позаимствовать» его, но до поры жителям Колхиды удавалось отбивать их натиск. Но все же так не могло продолжаться вечно. И действительно, когда некий Ясон сын Эсона (по –нашему Ясон Эсонович) собрал лучшую команду героев в которую вошли, не только признанные звезды того времени – братья Диоскуры, но и настоящие герои – Геракл Зевсович, Адмет Феретович, Асклепий Аполлонович, Кикн Аресович, Анкей Посейдонович, Орфей Эагрович и другие , всем стало ясно – колхидцам Руна не удержать! Так и случилось, под натиском элладских героев, но не без помощи местной красотки Медеи, все трудности были преодолены и знаменитое сокровище, став добычей греков, было вывезено ими в Грецию, где следы его затерялись. В таком виде история о Золотом Руне была известна уже Гомеру, а в дальнейшем получила такую бешенную популярность. что многие художники слова, кисти и резца - а в дальнейшем и кинокамеры – не могли обойти его стороной.

Но является ли эта история, или часть ее, правдой? Сегодня, благодаря трудам множества исследователей мы можем почти точно ответить на этот вопрос. Итак, реальность каких эпизодов мифа о Руне не вызывает сомнений?

1.Техническая возможность постройки мореходного судна, по технологии примерно 1 000 г до н.э., которое могло бы совершить плавание из Греции к черноморскому побережью Грузии. Экспериментально доказано британским путешественником Тимом Северином, построившим точную копию Арго и прошедшему на нем по легендарному маршруту аргонавтов.

Золотое Арго Тима Северина

2.Существование древнего Колхидского Царства. Археологические памятники т.н. «колхидской культуры» выявлены на территории Западной Грузии и Абхазии, относятся к периоду 16 – 6 веков до н.э. и принадлежат земледельческой цивилизации с развитым, на уровне своего времени, металлургическим производством.

3.Возможность рукотворного создания Золотого Руна. Еще древнеримский ученый греческого происхождения Страбон, описывал способ добычи золота с помощью овечьих шкур. Шкуры прибивались на дощатые щиты и в таком виде погружались на дно горных речек, воды которых несли в себе мельчайшие пылинки золотого песка, невидимые для глаза. Чем дольше такая шкура находилась в воде, тем большее число песчинок застревала в шерсти и тем ценнее становилась сама шкура. Затем, шкуру извлекали на берег, просушивали и сжигали, получая при этом маленькие золотые слитки. Подобным способом, золото добывали в реках Риони и Цхенисцкали еще в начале 19-го века, а после комплексного обследования геологами в 1946 году, на этих реках была начата промышленная добыча золота. Впрочем, уже в конце 1950-гг россыпи истощились, и промышленная добыча была прекращена, хотя, как утверждает один туристический ресурс, желающие намыть золотой песок могут это сделать и сейчас, позаботившись предварительно «… о проводнике и собственной безопасности».

И вот тут-то мы и наткнулись на след овцебыка! «Прокрутим» ситуацию еще раз – древние колхи, по отработанной веками технологии, добывают золото из своих рек. Они погружают в их быстрые и холодные воды, прибитые к доскам овечьи шкуры, затем вытаскивают, сжигают и выкапывают из дымящихся углей кострищ маленькие золотые самородки. И так раз за разом. Но! одну, одну-единственную шкуру они почему-то не сжигают! Наоборот, они бережно хранят ее и переносят в священную рощу, где они становиться Золотым Руном –объектом поклонения. Почему? Очевидно, что именно эта шкура обладала какими-то особенными свойствами. Вероятнее всего – эта была очень большая и очень золотая шкура. Конечно, были и другие большие шкуры, но эта была очень-очень большая и неповторимая шкура! А также в ней было очень-очень много золота! Не потому ли, что это была шкура не барана, а другого, более крупного животного?

Например – овцебыка! Если сделать это предположение, то все становиться на свои места: во-первых, шкура овцебыка значительно больше шкуры барана, во-вторых, шерсть овцебыка значительно более плотная, а кожа –более толстая, следовательно, он могла пролежать в воде значительно дольше, чем обычная баранья шкура и собрать значительно больше золота, в-третьих, овцебыки в те времена были очень-очень редкими животными на Кавказе и древние колхи прекрасно понимали, что второй подобной шкуры может и не быть. Поэтому, они не стали сжигать эту шкуру, а сделали ее символом своего богатства – Золотым Руном, единственным и неповторимым.

Но можно ли было встретить живого овцебыка на Кавказе 3,5- 3,0 тысячи лет назад? Мог ли северный зверь, привыкший к суровым морозам Арктики существовать далеко на юге, возле самого Черного Моря? Сперва ответим на второй вопрос. Как мы уже отмечали в статье Климатический фактор в овцебыководстве, размещенной на нашем сайте, альпийский пояс, располагающийся в горах Большого Кавказа на высоте 1 500 м и выше, примерно соответствует по температурному режиму умеренному климату Аляски, где овцебыки себя прекрасно чувствуют. Так же как зубр, житель таежных лесов, прекрасно освоился в высокогорных лесах Кавказа. Поэтому на второй ответ можно ответить положительно. Труднее, найти ответ на первый вопрос. Действительно, с одной стороны - ископаемых останков овцебыка на Кавказе пока не обнаружено, но с другой – самые «молодые» из известных на сегодняшний момент ископаемых останков овцебыка имеют возраст 3 000 +/- 300 лет! Время –то совпадает! А кроме уже упомянутого зубра, на Кавказе найдены остатки и других представителей мамонтовой фауны, например, пещерного льва, по некоторым данным дожившего в горах Кавказа до десятого века нашей эры или большого пещерного медведя. Что касается последнего, существуют очень веские аргументы в пользу гипотезы о том, что этот зверь служил объектом поклонения древнего культа (находки в пещере Верхняя в Западной Грузии)

пещерный медведь, древний наскальный рисунок

Следовательно, вполне можно предположить, что, популяция овцебыков существовала в горах Большого Кавказа, но уже к концу 2-го тысячелетия была очень немногочисленной. Шкура одного из последних представителей кавказских овцебыков была использована древними колхами для получения золота из речных вод, после чего, в силу своей уникальности не была сожжена , а наоборот , стала предметом культа под наименованием «Золотое Руно». Греческие купцы-пираты, пораженные редкостными размерами шкуры (поскольку овцебыки на Балканах не встречались) похитили Золотое Руно и отвезли его в Грецию.

Кроме многих литературных, драматических и кинематографических произведений, Золотое Руно вдохновило людей на создание одноименного ордена. Орден «Золотого Руна» учрежденный в 1430 году герцогом Бургундским Филиппом Добрым существует и поныне. Среди людей, носивших его много особ королевской или даже императорской крови. Хотя попадались и совершенно случайные люди, вроде известного потомка турецкоподанного Остапа Сулеймана Берта Мария Бендера. Помните?

«…Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может, и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.
— Золотое руно, — бормотал старик, — дается за высшую доблесть!
— А у меня как раз высшая, — отвечал Остап…»

Хотя, наверное, правильнее было бы назвать орден не «Золотое Руно», а «Золотой Овцебык» и тогда, приведенный выше диалог из бессмертного романа Ильфа и Петрова звучал бы так:

«.. Золотой Овцебык, — бормотал старик, — дается за высшую доблесть!
— А у меня как раз высшая, — отвечал Остап…»

Но, дорогой читатель, история овцебыководства по-настоящему только начинается и поэтому … кто знает? Может орден «Золотого Овцебыка» когда-нибудь станет престижной наградой, которая будет вручаться за успехи на этом поприще.

Овцебыководство:

Все материалы раздела "Овцебык человек"

Овцебык в природе:

Все материалы раздела "Овцебык в дикой природе"

Оксмаксмания:

Овцебык в метафизике культуры и истории, что скрывают ученые.