Овцебыки в наскальных рисунках древних людей

Неопознанные образы петроглифов реки Пегтымель: про овцебыков и антропоморфных существ

Авторы благодарят ЗАО «АНТАРСАТ» и лично Феликса Владиславовича Жарновецкого за предоставленные материалы

скалы реки Пегтымель

За Полярным кругом, вдали от городов, сел и полей, среди унылой пустоты чукотской тундры несет свои мутные воды река Пегтымель. Примерно 50 км до берегов Восточно-Сибирского моря, после впадения ручья Кайкууль, на восточном борту речной долины хорошо видны выходы коренных скальных пород темно-серого цвета.

скалы реки Пегтымель

В конце августа 1965 года геолог-съемщик Николай Саморуков, спускаясь вниз по реке на лодке, остановился возле обрыва, что бы отколоть несколько образцов коренных пород. Приказав сопровождавшему его рабочему крепко привязать лодку, геолог вскарабкался через густые заросли тальника к выходу коренных пород. Уже нацелившись тяжелым геологическим молотком на угловатую глыбу, ученый вдруг с удивленным восклицанием одернул руку - вся поверхность камней была густо испещрена множеством рисунков. Искусная рука неизвестного художника отразила на каменном «холсте» все события неведомой древней жизни этих мест – охота на оленьи стада, жестокие схватки с медведями и волками, стаи гусей отдыхающих на тундровых озерах и гиганты-киты, бьющие хвостами среди ледяных вод океана…

С тех пор немногие люди смогли также увидеть петроглифы Пектымеля. Исключительная удаленность и труднодоступность местонахождения до сих пор препятствуют доскональному изучению рисунков. А между тем значение петроглифов для науки невозможно переоценить – других таких на всем протяжении северо-востока Азии просто нет.

наскальные рисунки у реки Пегтымель

Что же изображено на камнях Кайкуульского обрыва? По результатам исследований ученых удалось определить, что наиболее частым является изображение дикого северного оленя.

наскальные рисунки оленей у реки Пегтымель

Древние художники многократно изобразили на скалах оленей (отдельно и группами) во множестве сценок. Преобладают, конечно, охотничьи мотивы. Специфическим видом охоты, для данной местности, является т.н. «поколка» - охотник в лодке- каяке колет копьем плывущего в реке оленя. На приведенном ниже рисунке, изображен наиболее успешный охотник, колющий одновременно двух оленей (возможно, рисунок представлял собой нечто вроде учебного пособия для подготовки начинающих).

наскальные рисунки охота на оленей у реки Пегтымель

На другом рисунке, мы видим сцену охоты на оленя двух волков (или собак, если предположить, что неясное пятно в левой части камня – охотник, притаившийся за кустом).

наскальные рисунки охота на оленей с собаками у реки Пегтымель

Как видите, почти каждый сюжет петроглифов допускает расширенное (и не всегда однозначное) толкование. Кроме оленей, ученые выделяют изображения и других животных – водоплавающих птиц, медведя, собак (или волков), китов, акул, ластоногих.
Кажется на первый взгляд , что овцебыков этом списке нет. Но означает ли это, что изображение овцебыка отсутствует на петроглифах реки Пегтымель? Конечно, нет! Ведь значительное число (точный процент неизвестен!) изображений до сих пор не поддается расшифровке.

наскальные рисунки, возможно, овцебыка у реки Пегтымель

Какое животное изображено на этом рисунке? Овцебык? Кабан? Трудно ответить однозначно, но ясно, что перед нами НЕ ОЛЕНЬ. А вот еще один интересный фрагмент.

В каменном веке хорошо знали овцебыка!

наскальный рисунок овцебыка и оленя у реки Пегтымель

Обратите внимание на изображение в верхнем левом углу. Конечно, изображение животного сильно повреждено трещиной, но все-таки видно его разительное отличие от оленя, изображенного в нижнем правом углу. В глаза бросается массивность неизвестного животного, большая голова и небольшие, но широкие рога. При этом, размер этого неизвестного животного чуть больше северного оленя. Итак, что мы видим – массивное животное, с большой головой и короткими рогами, размером немного больше северного оленя, что это за животное? В тундре нет другого животного, подходящее под этого описание, кроме овцебыка! К сожалению, ученные занимавшиеся расшифровкой петроглифов, почему-то прошли мимо этого сенсационного открытия…
К сожалению, не только мимо это, в чем мы скоро убедимся.

Древние люди одомашнивали овцебыков?

наскальный рисунок овцебыка у реки Пегтымель

Что изображено здесь? Для нас, очевидно, что два оленя изображены справа. А какие животные ( взрослое и детеныш) изображены слева? Опять отличная от оленя форма туловища, массивная голова… Овцебыки! Немного смущает некоторая «длинноногость» этих изображений. Конечности овцебыка, укрытые длинной шерстью, зрительно кажутся короткими. Но если внимательно присмотреться к изображению большого овцебыка, то видно, что конечности были «продлены» много позже основного изображения. Возможно, более поздний художник уже не застал в тундре живых овцебыков и удлинил им конечности, как у известных ему оленей. Но, при анализе данного рисунка, нами была подмечена еще одна важная деталь, почему- то пропущенная учеными. Овцебыки и олени движутся в противоположных направлениях, они как бы «противопоставлены» друг другу. Зачем древнему художнику было подчеркивать это «противостояние» оленей и овцебыков? Не потому ли, что первые представляют собой диких животных, а вторые домашних? На первый взгляд, это предположение кажется невероятным, но если вспомнить, что современные овцебыки удивительно легко поддаются одомашниванию – даже недавно пойманные детеныши, через несколько дней берут пищу прямо из рук человека! – то становиться абсолютно ясно, что древние овцебыки вполне могли быть домашними животными!

наскальный рисунок прирученного овцебыка у реки Пегтымель

Перед вами еще один удивительный рисунок. Что изображено на нем? Человек и два небольших животных возле него. Кто они? Форма и размер животных вполне позволяет идентифицировать их как шестимесячных детенышей овцебыка! А если так, то перед нами сцена приручения овцебыков по методике «выкармливания» ( т.е. когда человек кормит с рук детеныша дикого животного с целью его дальнейшего приручения). Невероятно, как ученые до сих пор не замечали этого факта!
Какой же вывод? Овцебыки не только населяли территорию Чукотки совместно с древними людьми, но и были первыми домашними животными, задолго до оленей! Уничтожение же овцебыков в Азии, как мы уже отмечали в статье «Как овцебык стал мамонтом», связано не с приходом в эти места людей, а с заменой автохтонного населения ( онкилоны) на пришлое ( чукчи и другие).
Но овцебыки – это не единственные нерасшифрованные петроглифы с камней Кайкуульского обрыва.

наскальный рисунок домашнего овцебыка у древнего человека

Кто это? Официальная наука пока не в состоянии объяснить эти изображения. Для их обозначения в специальной литературе применяется ничего не говорящий термин – «антропоморфные персонажи с грибовидным силуэтом». По первоначальной гипотезе, эти антропоморфные существа – люди в каких-то особых одеждах и головных уборах. Однако, сейчас уже ясна сомнительность этого вывода, т.к. изображения человека довольно часто встречаются на камнях Пектымеля, и они совершенно непохожи, на эти антропоморфные фигуры ни формой, ни размером – см. на рисунок ниже, где человек и антропоморфная фигура изображены рядом, как бы для сравнения.

наскальный рисунок человека-овцебыка

Позже появились и другие гипотезы, объясняющие эти загадочные изображения. По одним из них, это не посланцы от внеземных цивилизаций или параллельного мира, по другим – это вообще не люди, а гигантские галлюциногенные грибы-мухоморы! Мы считаем, что первая из этих гипотез не имеет вообще никакого отношения к петроглифам, а вторая – возможно, имеет косвенное отношение. Давайте, рассмотрим еще один рисунок.

наскальный рисунок овцебыка в море

Что мы видим? Люди-китобои в большой лодке (слева) охотятся на стадо китов (справа), причем рядом присутствуют два загадочных антропоморфных персонажа. Один из них (длиной, кстати, 10-12 метров) движется параллельно китобойной лодке, но под водой, видимо выполняя функцию загонщика китов, а другой летит (плывет?) непосредственно перед носом лодки, как бы указывая людям дорогу. Итак, если бы это было произведение не изобразительного искусства, а кинематографического, то чем бы оно было? Правильно! – фантастическим боевиком, которых много сейчас снимается и в Голливуде, и вообще по всему миру. Типа – «поехали наши парни на охоту, а там такооое!» Ну, вспомните «Ведьму из Блэр», хотя бы.
Древние люди, хотя и были ограниченны в изобразительных средствах, но отнюдь не обладали меньшей фантазией, чем мы с вами. А если собственной фантазии не хватало, то можно было прибегнуть и к веществам «расширяющим сознания». Ну как Керуак или Джим Мориссон.
И это только две загадки петрографов реки Пегтымель. А сколько их еще?

скалы реки Пегтымель

Овцебыководство:

Все материалы раздела "Овцебык человек"

Овцебык в природе:

Все материалы раздела "Овцебык в дикой природе"

Оксмаксмания:

Овцебык в метафизике культуры и истории, что скрывают ученые.