Представители мамонтовой фауны в произведениях русской литературы

Мамонты и иже с ними в литературных произведениях

Впервые представитель вымершей мамонтовой фауны упоминается в древнерусском литературном памятнике «Голубиная Книга», созданной не позднее начала семнадцатого века, хотя, возможно, некоторые ее фрагменты написаны гораздо раньше – в шестнадцатом или пятнадцатом веках. На страницах этого произведения описан загадочный зверь ИНДРИК, который «…всем зверям отец.. ». Поскольку сама «Голубиная Книга» существует в различных вариантах, само написание названия загадочного зверя также меняется - Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Последнее наименование не должно вводить нас в заблуждение – это существо все таки ближе к мамонтам, нежели к мифическим единорогам.

Зверь всем зверям мать…
И он копал рогом мать сыру землю,
Выкопал ключи все глубокие,
Доставал воды все кипучие.
Живет этот зверь за океаном-морем,
И он ходит здесь по подземелью…
Проходит все горы белокаменные,
Прочищает ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладези студеные…

Как видно из приведенного отрывка, зверь Индрик обитает там же, где по народным поверьям обитал мамонт – в пещерах и подземельях. Правда , с географической родиной Индрика все оказалось наоборот – вместо холодного севера Евразии , древний автор помещает его почему-то в жаркой Индии.

…А и где то бы, слышно, глупому жить,
Да глупому жить, неразумному?
А и где, слышно, есть Индей-земля,
Индей-земля, богатая?
Как и много там злата-серебра,
Да на больше того доброго земчуга.
Во Индей-земле степя дикие,
Степя дикие, леса тёмные.
Да во тех лесах живёт Индрик-зверь…

Следующие произведения, в которых мы находим упоминание об представителях мамонтовой фауны, относятся уже к восемнадцатому столетию. Это “Краткое описание о народе остяцком” Григория Ильича Новицкого, напечатанное в 1715 году и “Сказание о звере мамонте Василия Никитича Татищева, вышедшее в свет пятью годами позже. В них содержится не только описание мамонта, т.е. известных в то время останков мамонта в вечной мерзлоте, но и приводятся рассуждения об возможном подземном образе жизни зверя. Например, Татищев приводит, такие любопытные рассуждения:

…Зверю под землею жить и ходить не против естества, поскольку, видим, другие с сим сходную или мало разную природу имеют, как слепушонок, который хотя глаз не имеет, и как только на свет выйдет, умрет; другие же, хотя некогда наверх земли и выходят, однако живут и от места к месту переходят более под землею, нежели по верху, как крот, хорь и сурок …

В дальнейшем мамонт и другие представители мамонтовой фауны не раз встречаются на страницах книг, изданных в России в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, но, все это уже сугубо научные труды, описание которых выходит за рамки нашего очерка.
А что же художественная литература? К сожалению, ни Державин, ни Карамзин, ни Пушкин, а уж Толстой – тем более не посвятили ни строчки вымершим представителям мамонтовой фауны. Только лишь Тургенев обмолвился в своем рассказе Хорь и Калиныч (сборник «Записки охотника” 1847-1851 гг):

- «Да вот и я мужик, а вишь...» При этом слове Хорь поднимал свою ногу и показывал Калинычу сапог, скроенный, вероятно, из мамонтовой кожи. «Эх, да ты разве наш брат!» — отвечал Калиныч.

Если бы только знал Иван Сергеевич, как сильно он порадовал этим сапогом многочисленных паразоологов, параисториков, уфологов, криптологов и прочих исследователей параллельной реальности.
Другое упоминание представителя мамонтовой фауны мы встречаем в названии рассказа Николая Сергеевича Лескова - «Овцебык». Правда, в самом произведении речь об обвцебыке не идет, лишь образ его использован для описания главного героя - Василия Петровича , по прозвищу Овцебык.

- Э! да ты спишь, - сказал он, обращаясь ко мне. - Вставай, брат, я тебе зверя покажу.
- Какого зверя? - спросил я, еще не совсем возвратясь к тому, что называют бдением, от того, что называется сном. Челновский ничего мне не ответил, но снял сюртук и накинул свою блузу, что было делом одной минуты, вышел в кабинет и, таща оттуда за руку моего незнакомца, комически поклонился и, показывая рукою на упиравшегося гостя, проговорил:
- Честь имею рекомендовать - Овцебык. Питается травою, а при недостатке ее может есть лишаи.
Я встал и протянул руку Овцебыку, который в продолжение всей рекомендации спокойно смотрел на густую ветку сирени, закрывавшей отворенное окно нашей спальни.

Негусто. Итак, переходим в следующий, двадцатый век. В самом начале двадцатого века, в 1915 году, выходит научно-фантастичесий роман “Плутония” Владимира Афанасьевича Обручева – геолога, путешественника и писателя. На страницах этого произведения читатель встречается буквально со всеми представителями мамонтовой фауны – как живыми, так и вымершими. Первым из них был овцебык или муксусный бык:

Добыча зоолога за все время ограничилась шкурой и черепом мускусного быка; небольшое стадо этих животных попалось экспедиции перед перевалом

В дальнейшем на страницах романа появляются: мамонты, шерстистые носороги, пещерный медведь, большерогие олени и гигантские вымершие волки.
В своем следующем романе - “Земля Санникова или Последние анкилоны” / 1924г/ Обручев вновь знакомит читателя с вымышленным миром, в котором живут пещерные медведи, шерстисты носороги, и конечно, мамонты:

В е шагов от края леса видны были четыре крупных зверя, в которых нетрудно было узнать представителей рода слонов. Под лучами послеобеденного солнца они, наевшись, предавались отдыху, стоя неподвижно, опустив хоботы и изредка только взмахивая короткими хвостами или пошевеливая большими ушами. Их тело было покрыто довольно длинной, но редкой шерстью красновато-бурого цвета. Два были побольше, два поменьше; последние особенно отличались размерами бивней, которые были короткие и торчали прямо, тогда как у взрослых сильно загибались концами вверх и затем внутрь.– Нет сомнения, что это мамонты, – сказал Горюнов.

Позже эстафету геолога Обручева подхватывает замечательный русский литератор и ученый, ныне почти забытый - Сергей Викторович Покровский. В его повести «Охотники на мамонтов”, изданной в 1937 году, читатель вновь оказывается в окружении древних животных:

Охотники успели сделать только несколько шагов, как из-за кустов показалось стадо мамонтов. Здесь были и старые и молодые. Совсем маленькие — приплод этого лета — жались к волосатым животам матерей. Хуммы мирно паслись под охраной огромных самцов. Они угрюмо стояли по краям, как коричнево-бурые холмы, медленно шевеля мохнатыми ушами. Огромные хоботы их качались, как маятники гигантских часов.
Толстые самки держались в середине со своими слонятами-сосунками и заботливо подзывали их, когда те пробовали отойти в сторону. Матери попискивали при этом тоненькими, скрипучими голосами, похожими на слабый поросячий визг. И странно было слышать, что такие звуки исходили от этих колоссальных и неповоротливых животных.

Кроме мамонтов, в романе встречаются также большерогие олени, пещерные медведи, древние лошади и быки и, конечно, шерстистый носорог.

Вдруг Улла со страхом стал пятиться от кустов лозняка. Оттуда пристально смотрело на него темное мохнатое чудовище. Это был длинношерстый носорог. В те времена эти звери еще бродили по равнинам Европы. Носороги были неприхотливы в еде. От холода защищала их густая шуба из длинных темных волос.

Не только прозаики, но и поэты двадцатого века обращались к теме мамонтовой фауны. В самом начале двадцатого века поэт –символист Валерий Брюсов, написал стихотворение «Апрель».

Давний гимн! Припев всемирный!
В дни, где мамонт высил бивни,
В первом громе, в вешнем ливне,
Выл ли тот же зов призывней?
Жди весны, ей верь, лови в ней
Флейты ропот, голос лирный.

В последующем, в годы войн и революций, тема мамонтов и овцебыков пропала из русской литературы, но вернулась уже в шестедисятых, в поэзию. Ленинградский поэт Вадим Шефнер сравнивал мамонтов и паровозы в своем стихотворении Движенье /1961 г/

Как тревожно трубят старики паровозы,
Будто мамонты, чуя свое вымиранье, —
И ложится на шпалы, сгущается в слезы
Их прерывистое паровое дыханье.

Очень популярный в те годы Евгений Евтушенко, также затронул тему мамонта в своей поэзии тех лет – трагическое стихотворение «Последний мамонт » 1956 год

Ступал он трудно по отрогу
над ледовитою рекой.
Их было раньше,
гордых,
много,
и был последний он такой.

А вот не менее популярный Андрей Вознесенский посвятил теме мамонта целую поэму, которую назвал «Вечное мясо» 1977 г. В этой поэме, автор, вдохновленный реальной находкой замороженного мамонтенка, описывает совершенно сюрреалистичекую картину летающих мамонтов:

Мамонт пролетел над Волгоградом,
мамонт пролетел над Ворошиловградом,
мамонт пролетел над Царьградом,
мамонт пролетел над становьем Кы,
с хвостиком, как запятая Истории,
за которым последует столько.

К теме мамонтов обращались и поэты–реалисты, например, Владимир Высоцкий в стихотворении «… Много во мне маминого…», выводя свой род аж из каменного века, не может обойти и тему мамонтов

От повальной грамоты
Те начали орать.
Поглядели мамонты стали вымирать.

Не чужда тема мамонта была и детским поэтам, Михаил Яснов даже посвятил им целое стихотворение, однако с первых строк мы понимаем, что оно – вовсе не про доисторических животных

Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.

К сожалению, другие представители мамонтовой фауны не вдохновили поэтов или писателей. Единственным исключением является , наверное очерк Олега Михайловича Куваева «Самый большой медведь » . посвященный поискам дожившего до наших дней гигантского пещерного медведя.

Акла, страшный бурый зверь, ростом вдвое выше белого полярного медведя; это — таинственное чудовище, о котором мало кто из белых людей слышал; свирепое животное, оставляющее на песке следы длиной в половину руки человека; акла, чье имя однозначно со словом на языке полярных эскимосов.

На этом мы заканчиваем свой небольшой обзор. С надеждой, что и в дальнейшем образы удивительных животных – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, большерогих оленей и других – мы сможем встретить на страницах новых рассказов, поэм и повестей. Впрочем, почему только в книгах? Овцебык – мускусный бык – дожил и до наших дней и любознательный читатель вполне может рассмотреть его поближе и даже угостить веточкой вербы.

А вот так говорят про овцебыков те, кому посчастливилось побывать рядом с этими удивительными животными:

«Когда рядом овцебыки…»

Если вам понравился наш материал, мы будем рады, если вы поддержите наш проект и поделитесь им с друзьями:

Друзья, если вам известны другие литературные произведения по данной тематике, пожалуйста, обращайтесь по тел.: +7(921)-353-93-49 или на Email: portobello_72@mail.ru Whatsapp

Овцебыководство:

Все материалы раздела "Овцебык человек"

Овцебык в природе:

Все материалы раздела "Овцебык в дикой природе"

Оксмаксмания:

Овцебык в метафизике культуры и истории, что скрывают ученые.